N-34-XVIII. Капсукас
Населенные пункты.
Наиболее значительные города: Капсукас (48 тыс.
жит. 1986г.) - узел автомобильных дорог,
железнодорожная станция, производство
оборудования для предприятий пищевой
промышленности, производство автозапчастей,
заводы; консервный, сахарный, маслодельный, завод
железобетонных конструкций, фабрики: мебельная и
текстильная. Друскининкай (21 тыс. жит.) -
бальнеологический, грязевой и климатологический
курорт, производство художественных изделий;
Вилкавишкис (13 тыс. жит.) - завод металлических
изделий, консервный, швейная фабрика. Остальные
города и поселок городского типа (Бальберишкис) с
населением от 2 до 6 тыс. жит. - предприятия легкой
промышленности, деревообработка, завод стеновых
материалов в г.Калвария. Планировка
прямоугольная, местами в сочетании с радиальной.
Застройка в основном разреженная, в центре и
вдоль главных улиц есть участки сплошной
застройки. Дома преобладают деревянные
одноэтажные на каменном фундаменте, каменные
дома в 1-3 этажа составляют от 10 до 20% застройки,
кроме того в городах Капсукас, Друскининкай,
Вилкавишкис и некоторых других имеются кварталы
и целые районы современной застройки с каменными
5-9-этажными домами. Главные и магистральные улицы
шириной 10-13м с асфальтовым и булыжным покрытием,
большинство остальных улиц имеют щебеночное или
булыжное покрытие. Населенные пункты сельского
типа, - имеется несколько крупных сел (700-1800 жит.) и
сравнительно небольшое число компактных
деревень (100-300 жит.), преобладают небольшие (10-50
жит.) поселения, имеющие рассредоточенную,
местами линейную, но чаще бессистемную,
застройку (хуторской тип). Дома деревянные
одноэтажные, редко каменные. Населенные пункты
электрифицированы и почти все более или менее
значительные имеют телефонную связь. В городах и
крупных селах есть водопровод, в остальных
населенных пунктах колодцы, в некоторых
скважины.
Дорожная сеть. Железные дороги однопутные,
ширина колеи 1524 мм, тяга тепловозная и
паровозная. Автомобильные дороги с
усовершенствованным покрытием (асфальт) имеют
ширину проезжей части 6-8м, полотна 8-12м.
Автомобильные дороги с покрытием (асфальт,
гравий, реже щебень и брусчатка) - ширина проезжей
части 4-9м (чаще 5-6м), ширина полотна 6-12м. Основание
тех и других дорог песчано-гравийное и
песчано-щебеночное толщиной от 40 до 80см.
Автомобильные дороги без покрытия шириной 4-9м, их
полотно улучшено песчано-гравийным слоем
толщиной 10-40см, реже только гравийной
"добавкой"; большинство дорог находятся в
хорошем и удовлетворительном состоянии и
пригодны для движения автотранспорта в любое
время года. Грунтовые проселочные дороги
пригодны для передвижения автотранспорта с
пониженными скоростями, во время дождей и
снеготаяния труднопроходимы, а на отдельных
участках непроезжие для колесных машин. Насыпи
на дорогах высотой 1-2м, мосты железобетонные,
реже каменные, грузоподъемностью 10-60т и
деревянные грузоподъемностью 5-20т (макс, до 60т).
Рельеф и грунты. Местность - равнина слабо
залесенная (абс. выс. 45-242м). Поверхность на
крайнем северо-западе волнистая, местами почти
плоская, остальная территория холмистая с
типичными для моренных равнин формами. Холмы в
плане от нескольких десятков метров до 1км (редко
до 3км), относительные высоты 5-25м (макс, до 80м),
много западин, занятых озерами и болотами, и
просто волнистых понижений. Расчленение речными
долинами частое, но неглубокое. Выделяется
долина р.Неман, ширина долины 1.5-2.5км (макс, до 5км),
долина врезана на глубину до 40м, склоны крутизной
от 5° до 15-30° и более, встречаются обрывы высотой
3-15м, на склонах много оврагов и промоин.
Местность вне дорог проходима гусеничной
техникой. Основными препятствиями являются
крупные водные преграды, сеть осушительных
канав, заболоченность. Грунты (см. схему)
преобладают супесчаные, кроме того
распространены иловато-песчаные, песчаные,
торфяные и суглинистые с валунами. Проходимость
песчаных и лишь местами супесчаных грунтов при
увлажнении сохраняется или изменяется
незначительно, проходимость остальных грунтов
(большая часть территории) при увлажнении резко
ухудшается, а торфяные грунты становятся
труднопроходимыми и непроходимыми для всех
видов транспорта. Глубина залегания грунтовых
вод на равнине до 25м (чаще 1-7м), в пределах
холмистого рельефа до 80м.
Гидрография. Река Неман судоходна, осадка
судов до двух метров, грузоподъемность до 200т,
ширина 90-400м (чаще 100-150м), глубина до 5 ж
(преобладающая 2-3м), скорость течения 0.5-0.7м/с. Дно
песчаное, местами с галечником и валунами. Берега
высотой от 0.5-2м до 8 лг и более, крутые и
обрывистые, высота обрывов 3-15м. Реки Шешупе и
Чарна-Ханьча шириной до 40м, остальные реки
шириной до 20м, глубина рек до 3v (преобладающая
0.8-1.5м, на перекатах 0.4-0.7м), скорость течения
0.2-0.3м/с. Дно рек песчаное и песчано-гравелистое,
редко заиленное. Берега (преобладающая высота
0.5-1.5м), крутые и обрывистые (высота обрывов 2-20м),
реже низкие и пологие, заболоченные. Реки, кроме
Немана, преодолимы вброд во многих местах.
Осушительные каналы и канавы шириной 3-10м (макс,
до 20м) глубиной 1.5-3м (макс, до 4м).О з е р а, всего
насчитывается около 250 озер, среди которых
большинство мелкие с площадью 0.1 кв. км а менее.
Значительные озера имеют площадь 5-20 кв. км;
преобладающая глубина 4-8м, максимальная глубина:
оз.Метялис 13м, оз.Сейрияс 25м, оз.Дуся 30м,
оз.Гаустас 59м. Высота склонов озерных впадин 3-15м,
крутизна от 5° до 20° и более, встречаются обрывы
высотой 2-15м. Дно озер песчаное, у берегов часто
заиленное, поросшее камышом. Режим. Замерзают
реки и озера в середине декабря, вскрываются
обычно во второй половине марта, озера в начале
апреля (на реке Неман раннее вскрытие - первая
половина февраля, позднее - середина апреля).
Толщина льда 30-40см, максимальная 60см. Ледовый
покров неустойчивый, во время оттепелей возможно
полное или частичное его разрушение, вызванное
подъемом уровня воды. Во время весеннего
половодья подъем уровня воды на реках достигает
1-2м (в отдельные годы 3м), на р.Неман до 4.5м (редко
больше). Ледоход на р.Неман бурный,
сопровождается заторами, продолжительность
ледохода 5 - 10 дней. Спад воды вначале интенсивный,
затем медленный. Межень устанавливается к концу
мая и продолжается до ноября. Межень прерывается
летними дождевыми паводками с подъемом уровня
воды на 0.5-1м (на р.Неман до 2-3.5м). Болота моховые с
низкорослым редколесьем, поверхность
кочковатая. Крупные болота имеют топи и зыбуны
глубиной 3.5-6.5м (макс, до 14м), небольшие болота
(площадью до 1 кв. км) глубиной от 0.5 до 4 ж
(преобладающая глубина 1-1.5м). Болота замерзают в
конце декабря, глубина промерзания 10-30см.
Оттаивают болота полностью в мае. В зимы с
глубоким снежным покровом болота промерзают
слабо.
Растительность. Большую часть территории
занимают пашни, луга и сады, под лесами находится
около 15% площади. Леса смешанные и хвойные,
местами лиственные. Основные породы сосна, ель,
береза, осина и ольха. Подлесок редкий из
можжевельника, реже орешника и жимолости.
Средняя высота деревьев 12-27м (макс, до 34м), толщина
стволов 0.15-0.30м (макс, до 0.36м), расстояние между
деревьями 3-5м. Просеки шириной 2-8м, как правило,
доступны для движения гусеничной техники.
Климатические условия. Климат умеренно
континентальный, среднегодовое количество
осадков 550-640 мм, большая часть которых выпадает с
апреля по октябрь. Зима (декабрь-февраль) мягкая с
неустойчивой погодой. Для зимы характерны частые
оттепели нередко с гололедом, большая облачность
(до 20 пасмурных дней в месяц), туманы (3-6 дней с
туманом в месяц). Преобладающие дневные
температуры воздуха в январе -2, -4°C, ночные -4, -7°C
(абс. мин. -38°C). Осадки выпадают в виде снега, во
время оттепелей в виде мокрого снега, изредка в
виде дождя. Устойчивый снежный покров с конца
декабря до середины марта, толщина его 15-40см.
Весна (март-май) с переменной погодой, происходит
быстрый рост температур и уменьшение облачности
(пасмурных дней в марте примерно половина, в мае
около одной трети). Снег сходит в конце
марта-начале апреля. Ночные заморозки
продолжаются до конца апреля, в холодные годы-до
начала мая. Осадки в начале сезона в виде
моросящих дождей, в мае в виде кратковременных
дождей, нередко с грозой. В мае, как правило,
устанавливается теплая погода. Лето (июнь-август)
теплое, характеризуется сменой дождливых и сухих
периодов, наименьшей относительной влажностью.
Преобладает ясная погода, однако полностью ясные
дни бывают редко. Преобладающие дневные
температуры воздуха в июле 17-20°C, ночные 12-15°C (абс.
макс. 35°C). Дожди кратковременные, но сильные,
часто с грозами (4-7 дней в месяц с грозой). Осень
(сентябрь-ноябрь) умеренно теплая в начале сезона
и прохладная в конце. Резкое снижение температур
происходит в октябре, с середины октября бывают
регулярные ночные заморозки, в это же время
начинается осенняя распутица. Дожди затяжные,
моросящие, в ноябре со снегом, в конце осени и
зимой наблюдается наибольшее количество
пасмурных дней, а также дней с туманом (от 4 до 8
дней с туманом в месяц), туманы густые и
продолжительные. Ветры в течение года
преобладают западные и юго-западные, зимой
нередки юго-восточные. Преобладающая скорость
ветра 1-5м/с, в январе-феврале бывают сильные ветры
(10м/с и более).
Материал взят с сайта: http://poehali.net/
Разыскиваются топографические карты с
листа N-34. Если у Вас есть что-то, чего нет здесь,
запишите, пожалуйста, сюда! Или на мейл ktmz 'AT'
list.ru