
N-34-VI. Шауляй

Населенные пункты. Шяуляй (140 тыс.
жит. 1987г.) - город республиканского подчинения в
Литовской ССР; промышленный центр, основные
отрасли: машиностроение (заводы
велосипедно-моторный, станкостроительный,
телевизионный), строительная индустрия (заводы
железобетонных и строительных конструкций,
деревообрабатывающий и домостроительный
комбинаты), переработка сельскохозяйственной
продукции (комбинаты мясной, молочный,
хлебомакаронный, кожевенный завод), легкая и
пищевая промышленность (объединения
кожевенно-обувное, мебельное, кондитерское,
фабрики трикотажная, галантерейная); ГРЭС,
торфопредприятие; узел железных и шоссейных
дорог. Планировка смешанная: преобладает
прямоугольная и близкая к ней, в некоторых частях
города - радиальная. Застройка центра плотная,
окраин и новостроек разреженная. Дома каменные (в
центре 2-3-этажные, в новых микрорайонах
5-6-этажные) и деревянные одноэтажные, реже
двухэтажные (деревянные дома составляют около
половины от общего числа строений). Главные улицы
прямые шириной 20-25м с асфальтовым покрытием,
прочие улицы шириной 7-15м большей частью прямые,
реже кривые, покрытие: асфальт, булыжник, щебень.
Города Расейняй и Радвилишкис насчитывают 13.6 и
21.1 тыс. жителей соответственно, в остальных
городах (Дотнува, Пакруойис, Титувенай, Шедува) от
1.2 до 5.9 тыс. жителей, в поселке городского типа
Тируля и 0.6 тыс. жителей; в городах имеются
предприятия пищевой промышленности
(маслосыродельные заводы), легкая промышленность
(швейные и трикотажные фабрики), завод
сельхозмашин (Радвилишкис), кирпичный завод и
леспромхоз (Расейняй), добыча торфа. Планировка
городов близкая к прямоугольной, застройка в
основном разреженная, в центре городов сплошная.
Дома каменные 1-5-этажные и деревянные 1-2-этажные
(70-75% строений). Магистральные улицы, как правило,
прямые, ширина улиц 10-20м, покрытие асфальт;
остальные улицы шириной 6-8м часто кривые,
большинство их имеет покрытие. В населенных
пунктах сельского типа от 10 до 1000 жителей (в
с.Гинкунай 1800 жит., с.Бай-согала 2200 жит.). Застройка
рядовая плотная, квартальная и бессистемная,
много хуторов. Дома деревянные, реже каменные,
1-2-этажные. Населенные пункты электрифицированы,
поселки и крупные села имеют телеграфную связь, в
большинстве деревень есть телефон. Водопроводы в
городах базируются на подземных водах,
водоснабжение сельских населенных пунктов,
города Дотнува и поселка Тируляй из колодцев и
скважин.
Дорожная сеть. Железная дорога Радвилишкис -
Кретинга двухпутная, остальные однопутные.
Ширина колеи 1520 мм. Тяга тепловозная и
паровозная. Узкоколейная железная дорога
Губерния - Петрашюнай однопутная, ширина колеи 750
мм. Автомагистраль имеет 2 полосы движения,
ширина каждой полосы 12м, покрытие асфальтобетон,
основание трехслойное
щебеночно-гравийно-песчаное толщиной 100см.
Автомобильные дороги с усовершенствованным
покрытием (асфальт) - ширина проезжей части 6-10м,
полотна 10-15м, основание гравиймо-щебеночное
толщиной 30-60см. Автомобильные дороги с покрытием
(асфальт, реже гравий) имеют ширину проезжей
части 5-8м (встречаются тупиковые участки - ширина
3м), ширина полотна 7-11м; основание
песчано-гравийное толщиной 15-30см. Автомобильные
дороги без покрытия шириной 4-12м местами усилены
гравийной или щебеночной добавкой - доступны для
движения круглый год, зимой необходима расчистка
от снежных заносов. Грунтовые проселочные дороги
на большей части территории труднопроезжи во
время таяния снега и во время дождей. Дороги с
покрытием имеют обсадку. Насыпи на дорогах
высотой 2-6м, выемки глубиной 3-12м (макс. 20м). Мосты
железобетонные (редко каменные)
грузоподъемностью от 15 до 80т (отдельные св. 100т) и
деревянные грузоподъемностью 5-30т.
Рельеф и грунты. Местность - равнина слабо
залесенная, местами залесенная с густой сетью
рек и канав, труднодоступная для движения вне
дорог. Поверхность равнины на западе возвышенная
(абс. выс. 130-196м) холмисто-грядовая, на востоке
равнина низменная (абс. выс. 54-120м) волнистая с
холмистыми участками. Долина р.Дубиса шириной
0.1-0.7км, глубиной 20-60м, долины остальных рек узкие,
врезаны на глубину 5-20м, склоны долин крутизной
10-20° (редко до 50°). Относительная высота гряд до
50м, холмов 5-30м, вершины холмов слабовыпуклые,
склоны крутизной 3-6° (реже до 15°). Грунты (см.
схему) суглинистые и супесчаные с валунами,
супесчаные с галькой, супесчаные, торфяные,
суглинистые и глинистые, песчано-га-лечниковые,
песчаные. Восточная половина территории
подвержена сильной грунтовой распутице, к западу
от линии Шяуляй-Радвилишкис-Расейняй грунтовая
распутица проявляется слабо, что обусловлено
преобладанием в почвогрунтах супесей. Грунтовые
воды залегают на глубине 1-3м, в пределах холмов и
гряд на глубине 5-20м.
Гидрография. Реки Дубиса и Шушве - ширина 10-40м,
глубина 0.7-1м (макс. 3м), глубина на перекатах 0.3-0.5м,
скорость течения 0.1-0.3м/с. (до 1м/с. на перекатах).
Остальные реки шириной 5-12м, глубиной 0.2-1м. Грунт
дна рек песчаный и песчано-галечниковый,
встречаются валуны. Русла извилистые. Берега
высотой 1-3м, крутизна берега 5-50° (чаще 30-40°);
местами берега обрывистые, высота обрывов 1-4м
(редко 8-15м), протяженность от 0.01 до 0.3км. Поймы рек
прерывистые с песчаными' грунтами,
труднодоступны для движения вне дорог из-за
расчленения канавами и протоками. На реках много
бродов. Озера небольшие, выделяется озеро Ре-кива
площадью ок. 12 кв. км, глубина озера 1-3м (макс. 7м).
Берега озер большей частью залесенные, местами
заболоченные. На реках встречаются пруды,
образованные земляными плотинами с высотой
подпора воды до 10м. Режим. Реки замерзают в
середине декабря (озера - в начале декабря),
вскрываются в середине-конце марта (озера в
начале апреля). Толщина льда к концу зимы 20-30см
(макс. 70см). Весеннее половодье с середины-конца
марта до середины мая, подъем уровня воды 1-2м (до
4м на р.Дубиса). В половодье поймы большинства рек
затопляются сроком на 3-6 дней (реже до 10 дней).
Межень с начала июня до конца сентября, летом
прерывается дождевыми паводками с подъемом
уровня воды на 0.2-0.5м. Болота глубиной 0.5 - 2м (макс.
6м). На крупных болотах проложена сеть дренажных
канав, болота частично или полностью осушены, на
них ведется добыча торфа. Болота замерзают в
декабре, оттаивают в апреле, глубина промерзания
10-30см (макс. 50см).
Растительность. Леса смешанные, редко
хвойные (северо-запад территории); основные
породы: ель, сосна, береза, осина, ольха, ясень.
Высота деревьев 10-34м, толщина стволов 0.12-0.36м,
расстояние между деревьями 2-6м. Подлесок редкий.
Просеки шириной от 4 до 6м (отдельные шириной 2м),
по ним возможно движение-гусеничной техники.
Климатические условия. Зима (декабрь-февраль)
мягкая и непродолжительная с преобладанием
пасмурной погоды и большим количеством осадков.
Преобладающая температура воздуха днем -2, -4°C,
ночью -6, -7°C (абс. мин. -35°C). Осадки (13-16 дней в месяц)
выпадают в виде снега, а также в виде дождя с
мокрым снегом. Снежный покров неустойчивый,
средняя толщина его к концу февраля 20см (макс.
45см). Ежемесячно наблюдается 2-3 ясных дня, 6-7 дней
с туманом, 2-3 дня с метелью. Весна (март-май)
затяжная. Снег стаивает в конце марта - начале
апреля. Днем тепло, по ночам заморозки, которые
продолжаются до конца апреля (иногда до начала
мая). Осадки (10-12 дней в месяц) выпадают в виде
моросящих дождей. Ежемесячно наблюдается 3-6
ясных дней, 2-3 - с туманом. Лето (июнь - август)
умеренно теплое. Преобладающая температура
воздуха днем 18-21°C (абс. макс. 32°C), ночью 9-12°C. Дожди
(12-15 дней в месяц) кратковременные, но сильные,
иногда с грозами (4-5 дней с грозой). Ежемесячно
бывает 5-6 ясных дней, 3-4 дня с туманом. Осень
(сентябрь-ноябрь) умеренно теплая в первой
половине сезона и прохладная во второй. Днем
тепло, по ночам прохладно. Ночные заморозки
начинаются с середины октября. Осадки (14-16 дней в
месяц) в виде моросящих дождей. В конце сезона
возможны снегопады. Ежемесячно наблюдается 2-3
ясных дня, 6-7 - с туманом. Ветры в течение года
преобладают западные и юго-западные, их средняя
скорость 3-5м/с.
Материал взят с сайта: http://poehali.net/
Разыскиваются топографические карты с
листа N-34. Если
у Вас есть что-то, чего нет здесь, запишите,
пожалуйста, сюда! Или на почту KTMZ 'AT' list.ru